четверг, 20 июня 2013 г.

Водительские права

Канада, как и Америка - страна с огромной и сильно развитой инфраструктурой. Машина в Канаде - это совсем не роскошь, а обычное средство передвижения из точки А в точку Б. А для того, чтобы пользоваться чудом инженерной мысли, в стране кленового листа, как и в любой иной цивилизованной стране, требуются водительские права. Об их получении я сегодня и расскажу.

За рулем я с 18 лет. Еще до моего совершеннолетия у нас в семье была машина и я старательно копил денежку на то что бы оплатить автошколу и получить права. Тогда я был одержим этой мечтой, мне было 17, а стоимость автошколы была чуть более 3000 гривен, 3300 если быть точным и если мне не изменяет память) На доллары это около 380-420 долларов в зависимости от курса. На тот момент, когда я собирал на права, мне пришлось поработать даже на предвыборной агитации. Деньги там платили не большие, поэтому сумму в 3000 копить мне самому пришлось бы долго, поэтому мы с папой заключили договор, что оплату автошколы мы поделим пополам. Половину я, половину он.  Очень рад, что, таким образом, моя мечта - водительские права, начала понемножку ко мне приближаться. 
В ноябре я поступил в автошколу, и получалось так, что когда оканчивается автошкола и наступают экзамены в ГАИ (как раз после моего дня рождения, т.е. как только 18 стукнет), тогда я сразу могу садиться за "баранку" на законных основаниях.   

В общем, пропуская все нюансы обучения в автошколе, права в марте у меня уже были, так что опыта вождения на момент приезда в Канаду у меня накопилось чуть более 3-х лет. По законам Канады все новоприбывшие имеют право пользоваться своими "местными" правами в течение 3-х месяцев с момента приземления (лэндинга). 
3 месяца у меня быстро пролетели и вопрос местных прав уже стал актуален, хотя автомобиля у меня и не было. Человека без прав тут представить сложно. Это не только карточка, дающая возможность управлять автомобилем, это основной документ идентификации личности. Да и вообще, даже при потенциальном поиске работы, отсутствие прав  дает основание подозревать, что с вами что то не так:)

Начал я готовится к получению прав с апреля. Получение местных прав, как и в Украине, состоит из 2-х этапов:
1. Knowledge test - теоретический тест, состоящий из 40 вопросов. На нем можно сделать в сумме 10 ошибок. В принципе, по сравнению с Украиной, намного проще. У нас на экзамене 20 вопросов, а можно сделать только 2 ошибки. 3-я ошибка уже провал. Но в стране сине-голубого флага, такие вещи как тест - жестко коррумпированы и без "пожертвований", даже отвечая правильно, вы обязательно завалите тест. Вот такая балалайка. Тут же денег вы никому дать не сможете, да и не получится это в принципе. Оплачиваете положенный fee за тест и сдаете у компьютера в любом отделении ICBC. Машинка для тестов похожа на банкоматы. Только экран побольше и без кнопочек, все touch screen.

2. Road test - практика вождения на дороге. Наверное, это самый волнующий и самый ответственный тест, поскольку на нем водить вы должны строго, как по учебнику.

Для подготовки я взял у товарища книгу, которую можно взять, бесплатно опять же, в любом отделении ICBC, с описанием всего процесса от А до Я, начиная от того, что безопасность на дороге -самое важное в жизни, и заканчивая иллюстрациями как правильно осуществлять маневры на дорогах. 

Прочитав эту книгу, я параллельно скачал похожее приложение ICBC на телефон. В приложении был встроен тест, который можно было проходить столько раз, сколько захочется. Там есть все вопросы, которые могу попасться на реальном тесте (некоторые попадались и мне, только имели другую формулировку). Гонял я этот тест пока не начал набирать 100%. Когда 3 раза я сдал на “сотку” то понял, - пора!

Когда я первый раз пришел в отделение ICBC на сдачу теоретического теста, то у меня изъяли мои права. Как оказалось, с 7 февраля 2013 года в Канаде был принят закон, запрещающий иметь на руках более 1-го водительского удостоверения, поэтому при попытке сдать экзамен его отбирают и предупреждают, что уже не вернут. Так как деваться некуда, а с ними кататься уже нельзя (просрочены), то отдал. По ощущениям, как от сердца оторвал))) Сел ждать в очереди на сдачу теста.

Очередь в  таких местах по талончикам. При входе вам выдают бумажку с номером типа J401 или Р713. Потом приходится следить за табло, на котором выскакивает информация о том, какое окно обслуживает какой номер, короче как в фильмах) Такая же штука практикуется и в Американском посольстве.

Дождался я очереди, оплатил денежку, потыкал в «банкомат» и сдал тест. Был доволен, хотя, конечно, при сдаче очень волновался. Как назло попадались вопросы, которые однозначного ответа не имеют в принципе, например такой: “Как сообщить водителю, что вам не комфортна та скорость, с которой он едет?”. Ну капец, и как тут можно вывести идеальный ответ?!.. Главное, что тест я сдал!

После сдачи выдается простая бумага формата А4, которая и является правами класса 7. Права класса 7 - это права, с которыми вы можете управлять транспортным средством только в присутствии кого-либо, у кого есть полноценные водительские права класса 5 и ниже. 

Возникает вопрос, как получить права класса 5, а то что получается, я был с полноценными правами а тут становлюсь каким то “инвалидом”, который сам кататься не может? Оказывается, для получения класса 5 как раз и требуется сдача road теста, то есть практический тест. 

На практический тест я созрел не сразу, а только в июне, покатавшись до него за рулем всего раза 3-4. В день перед тестом я попросил товарища Максима, который права получил уже давно, дать мне возможность попрактиковаться на его машине и, за одно, подсказать мне, какие ошибки я делаю. Мы покатались 2 часа, и это очень помогло, в особенности в части привыкания к shoulder check. Это такая штука, когда вы взглядом делаете проверку в сторону плеча, то есть проверяете мертвые зоны автомобиля. Для русского человека это не совсем привычно, поскольку такому нас не учат, хотя может и зря. Покатавшись по территории рядом с местом сдачи экзамена, я уже знал несколько хитрых мест и стал более спокоен.
На следующий день, договорившись с другим другом Пашей, мы поехали рано утром на 7.30 утра сдавать тест. Зачем так рано? Объясню. Для записи на road test надо “букить” appointment через интернет. Лето - очень загруженная пора и в июне букинг был доступен только на август. Ждать полтора месяца совсем не комильфо, поэтому для шустриков, типа меня и других любителей попытать счастье, есть такая штука, как stand by. 
Вы прибываете на место сдачи теста и записываетесь в живую очередь. И если тот, у кого был забит appointment, не приехал в положенное время, то вы можете сдать тест вместо него. Так сказать, чтобы инструктор не простаивал. 
Так и получилось. Приехали мы к 7.45, а на stand by перед нами уже успел подойти один китайчик, нормально:)
Записался я в список ожидающих и начал ждать. Часов к 8.45 нам сообщили, что у них будет собрание, и ранее чем в 10.30 получить возможность сдать тест вряд ли появится. Мы с Пашей поехали в Tim Hortons - канадский аналог Starbucks. Паша взял завтрак, а я сидел и тихо волновался, никакая пища не лезла в глотку. Хотя я и был голодный, но казалось, что если я что-то съем, то пробудет это что-то во мне совсем недолго)))

Вернулись мы к часам 10 и продолжили ждать. Чувство волнения то приходило, то уходило, а когда я все-таки сел за руль, оно пропадало вообще. Ну а во время ожидания, чтобы как то себя отвлечь, я пытался внимательно читать книгу, и это помогало. Правда, как только отвлекаешься на что то, то волнение снова приходит, вот западло! 
Через минут 20 меня позвали и сообщили, что сейчас уже я буду сдавать. Проверили мои временные права, ту бумажку, которую мне выдали еще в мае при сдаче теоретического теста, и сказали ждать подхода инструктора.

И вот он, решающий момент! Вышел инструктор, и мы направились к машине. Перед стартом он проверил, что бы работали габариты, поворотники и лампы стоп, только тогда мы тронулись. 
По закону подлости мы со старта поехали совершенно другим маршрутом, чем ранее обследованным. Как я говорил ранее, за рулем страх у меня пропал и ехал я спокойно, вертя головой, делая shoulder check, постоянно поглядывая в зеркала. 

Это совет всем, кто сдает на права, постоянно делать "скан" зеркал каждые 5-7 секунд. Инструктор это проверяет! Вешает маленькое зеркало на пассажирскую сторону лобового стекла и направляет прямо на ваши глаза. 

В общем, проехался я спокойно, весь тест занял минут 30. Я вам раскрою еще один секрет. 99,9 % канадцев любят хоккей, поэтому, что бы отвлечь инструктора, можно попробовать заговорить о хоккее, что я и сделал. Эту фишку я вычитал на форуме))) Самое главное - сами не теряйте бдительность. Так что к концу теста, когда мы вернулись на парковку, у меня листик ошибок оказался девственно чист. На парковке он открыл папочку и поставил пару ошибок, что бы показать, что идеальных людей не бывает :) Но эти ошибки, которых по факту я не делал (а может и делал) все равно позволили мне сдать экзамен с первого раза! Для примера мой руммейт Вова, о котором я писал ранее, проваливал тест уже 4 раза.

Потом 5 минут бюрократии в офисе после теста и мне выдали новую бумажку временных прав уже 5го класса. Пластиковые права пришлют позже, по почте в течение двух недель. Вот так и закончилась моя эпопея со сдачей экзаменов на вождение и получению канадских driver license.

Ниже я прикрепил фотографии, как самой бумаги прав (желтой), так и пример экзаменационной бумаги инструктора в которой он делает различные пометки. 


Бумага о получении водительских прав класса 5. С ней я уже могу ездить за рулем сам

Лист для заметок инструктора, как видно поставил мне одно замечание за shoulder check и за scan ( просмотр зеркал) Хотя и вертел я головой так часто как мог 






Комментариев нет:

Отправить комментарий